Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 18:18

Палдиски - маленький уголок Эстонии

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Городской форум » Городской форум » История города » Экипажу подлодки М-200 "Месть" посвящается...
Экипажу подлодки М-200 "Месть" посвящается...
UFOДата: Вторник, 18.12.2007, 16:28 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 109
Репутация: 1
Статус: Offline
Экипажу подводной лодки М-200 "Месть" посвящается...



Мемориал М-200 в Палдиски, Эстония. Май 2002
фото Сергей Мелконов

Заложена 31 марта 1940 года на заводе №196 в Ленинграде. 17 июля 1941 года спущена на воду. Вскоре лодка по внутренним речным путям переведена на завод № 638 в Астрахань, где производилась ее достройка.
20 марта 1943 года "М-200" вступила в строй и 29 марта вошла в состав Каспийской флотилии.
Постановлением ГКО от 22 апреля 1943 года было решено перевести 6 подводных лодок с Каспия в Заполярье. В их число попала и "М-200".
23 апреля лодка в составе первого эшелона направилась своим ходом из Астрахани в Горький, куда благополучно прибыла 1 мая. На этом этапе переходом руководил инженер-капитан 1 ранга Н.В.Алексеев. В Горьком "М-200" вместе с однотипной "М-201" поставили в плавдок.
15 мая лодки начали движение в Молотовск, куда благополучно прибыли 28 мая. На этом этапе переходом командовал генерал-майор интендантской службы А.И.Лебедев.
28 мая 1943 года "М-200" вошла в состав Северного флота. 2 июня командиром лодки назначен капитан-лейтенант Шматов Павел Семенович. 18 июня 1943 года Приказом НаркомаВМФ "М-200" присвоено наименование "Месть". Это имя было выбрано не случайно. Одним из инициаторов сбора денег на достройку лодки была Л.М.Лободенко, вдова полкового комиссара В.М.Лободенко, который одно время был военкомом бригады подводных лодок Северного флота. Она обратилась с письмом в ЦК ВКП(б): "Мой муж погиб в первый год войны на Северном флоте, брат пал в боях за Украину, отец убит в Кронштадте... Внося свой небольшой вклад, мы обращаемся ко всем женам моряков Советского Союза с призывом организовать сбор средств на постройку подводной лодки "Месть". Пусть героические моряки Красного Флота топят проклятых фашистов..."
12 сентября 1943 года командиром "М-200" назначен капитан 3 ранга Тураев Василий Андрианович. 19 октября "Месть" прибыла в Полярное и уже в декабре 1943 года совершила свой первый боевой поход, который не принес результатов. Под командованием Тураева "Месть" выходила на позицию еще два раза, но и эти походы не записали на счет лодки ни одного вражеского транспорта.
12 марта 1944 года командиром "М-200" назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Глазков Владимир Львович. Под его командованием "Месть" совершила два безрезультатных боевых похода. В некоторых источниках указывается, что 22 июня 1944 года "Месть" провела удачную атаку по конвою противника, но в этот день "М-200" уже находилась на базе.
11 июля 1944 года "Месть" вновь вышла на позицию в район Перс-Фьорда, где 15 июля двумя торпедами атаковала конвой противника. Данных, подтверждающих победу лодки со стороны противника нет, хотя во многих советских послевоенных источниках указывается, что в этот день "М-200" отправила на дно два вражеских транспорта.
По возвращении из похода лодку начали готовить к переходу на Балтику. Через два месяца "Месть" погрузили на транспортер и отправили в Ленинград.
До окончания войны "М-200" в строй ввести не успели, но она продолжала свою службу на Краснознаменном Балтийском флоте, пока не стала жертвой трагического инцидента 21 ноября 1956 года. В этот день на переходе из Палдиски в Лиепаю лодку таранил эсминец "Статный". В результате аварии и бездарно проведенной спасательной операции погибло 28 человек. Шестерых моряков, в том числе и командира лодки капитана 3 ранга Шуманина Александра Спиридоновича, которые в момент столкновения находились на мостике, удалось спасти.

6 боевых походов:
08.12.1943 - 18.12 1943
21.01.1944 - 02.02.1944
20.02.1944 - 03.03.1944
29.03.1944 - 09.04.1944
11.06.1944 - 20.06.1944
11.07.1944 - 23.07.1944

Результаты:
1 (может быть 2) торпедных атаки. С выпуском 2 торпед.
Возможно, потоплено 1 или 2 транспорта.

========================
Материал сайта: www.town.ural.ru

 
UFOДата: Воскресенье, 23.12.2007, 17:25 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 109
Репутация: 1
Статус: Offline
Ещё две статьи, связанные с подробностями гибели лодки М-200 "Месть".
Жаль, поздно нашел...
sad

1.- Материал из "Книги памяти" сайта SUBMARINE Российский Подводный Флот

Дизельная подводная лодка М-200 "Месть" XV серии из состава 157-й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота погибла 21 ноября 1956 года в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный". М-200 совершала переход из Палдиски в Таллин для замера магнитного поля и обратно. Накануне на лодке был сменен командир - новым стал капитан 3-го ранга Шуманин, служивший ранее на лодках серий "Щ" и "С", но не имевший навыков управления "малюткой". Обеспечивающим офицером на борту находился начальник штаба бригады капитан 2-го ранга Штыков. После окончания замеров в 19.00 21 ноября М-200 вышла обратно в Палдиски. В 19.45 вахтенный сигнальщик обнаружил огни встречного корабля на дистанции в 40 кабельтовых. Находившийся на мостике Штыков, верно определивший во встречном корабле эсминец, рекомендовал Шуманину быть внимательнее при расхождении, после чего спустился вниз на ужин. Несмотря на то, что командир "Статного" трижды менял курс, уходя вправо, Шуманин продолжал следовать встречным курсом, а на дистанции в 4 кабельтова, вероятно, потеряв ориентацию относительно маневра "Статного", отдал команду резко повернуть влево, "подставив" лодку под удар эсминца. В 19 час 53 мин "Статный" врезался в правый борт М-200 в районе 5-6 отсеков.Подводная лодка стала быстро оседать кормой, в течении 6-10 мин дифферент достиг 80 градусов, после чего лодка стремительно затонула. На поверхности остались 8 моряков, двое из которых вскоре утонули. Находившиеся в 5 и 6 отсеках шестеро подводников погибли в момент столкновения. На дне вместе с лодкой остались 28 членов экипажа, находящиеся в 1,3 и 4-м отсеках. В 20.00 по талинской военно-морской базе была объявлена "Боевая тревога" и в район аварии начали выходить корабли Восточно-Балтийской флотилии. В 21.05 был обнаружен аварийный буй и установлена связь с 1-м отсеком, однако к этому времени моряки, находившиеся в 3 и 4-м отсеках уже погибли. В течении ночи с 21 на 22 ноября в район аварии вышло 16 спасательных судов с двумя кранами.Первоначальный замысел командующего ВБФ завести под корпус лодки стропы для буксировки на мелководье с целью вывода экипажа на поверхность осуществить не удалось. Не сумели также организовать подачу в 1-й отсек воздуха через забортные клапаны. Еще ночью, в 04.00, подводники сообщили, что они одели спасательное снаряжение и подготовили отсек для самостоятельного выхода на поверхность. Однако, вместо того, чтобы дать "Добро", собравшиеся начальники всех рангов принялись совещаться, в итоге чего решение о выводе личного состава было принято спустя почти сутки с момента аварии - в 17.00 22 ноября, лодку же планировалось поднять 250-тонного крана , киллекторного судна и спасательного судна "Пулково". Начало работ определили на 18.00, однако из-за ухудшения погоды спасательные суда сдрейфовали и телефонный кабель аварийного буя был оборван. Связь с лодкой прекратилась.Возобновили спасательную операцию уже 23 ноября. В 03.47 спущенные водолазы обнаружили лодку, при осмотре корпуса в открытом верхнем люке 1-го отсека был обнаружен мертвый подводник, включенный в ИДА. Спасать было уже некого. После обрыва связи оставшиеся в отсеке подводники поняли, что надеяться не на кого и приняли решение выходить самостоятельно. Однако после длительного пребывания в холодной воде, в условиях высокой концентрации углекислого газа, моряки лишились сил и мичман, первым вошедший в люк, умер от сердечной недостаточности, закрыв остальным путь к спасению. Спустя еще шесть дней М-200 была поднята спасательным судном "Коммуна" и отбуксирована в Таллин. По окончанию расследования обстоятельств гибели М-200 Шуманин и командир "Статного", капитан 3-го ранга Савчук, получили по три года лагерей. Командование Балтийского флота, руководившее бездарнейшей в истории спасательной операцией и 36 часов принимавшее решение о выводе на поверхность оставшихся в живых моряков, осталось в стороне. Жизни 28 подводников стали ценой человеческой беспечности.

Вот их имена :


  • Багров Владлен Васильевич (ст. матрос)
  • Васильев Виктор Дмитриевич (мичман)
  • Гордеев Виктор Ильич (матрос)
  • Дансковский Владимир Ильич (старшина 2-й ст.)
  • Евдокимов Иван Николаевич (матрос)
  • Ефременков Анатолий Александрович ст. матрос
  • Жебрев Виталий Петрович (матрос)
  • Карпунин Аркадий Леонидович (инженер-лейтенант)
  • Колпаков Владислав Александрович (старший лейтенант)
  • Комаров Анатолий Платонович (гл. старшина)
  • Кузнецов Вячеслав Иванович (матрос)
  • Липский Александр Александрович (инженер-лейтенант)
  • Монахов Владимир Фёдорович (старшина 2-й ст.)
  • Низковских Михаил Григорьевич (лейтенант)
  • Норов Алексей Иванович (матрос)
  • Окунев Борис Иванович (ст. матрос)
  • Осипов Михаил Алексеевич (ст. матрос)
  • Очертятный Василий Иванович (матрос)
  • Поливин Михаил Григорьевич (матрос)
  • Проймин Александр Стефанович (старшина 2-й ст.)
  • Прохоренко Анатолий Иванович (матрос)
  • Самарин Алексей Николаевич (ст. матрос)
  • Слабушевский Анатолий Михайлович (ст. матрос)
  • Скуридин Владимир Иванович (матрос)
  • Ус Андрей Михайлович (матрос)
  • Черноусов Виктор Петрович (матрос)
  • Чупин Владимир Илларионович (старшина 2-й ст.)
  • Штыков Юрий Павлович (капитан 2-го ранга)

====================

2.- Фрагмент статьи "Катастрофы под водой".
Журнал «Власть» (№ 31/634. 08.08.2005) издательского дома «Коммерсантъ»

33. М-200 "Месть", 21 ноября 1956 года, Балтийское море, Суурупский пролив.
Лодка класса XV "Малютка" дизельная торпедная; разработчик -- ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир -- капитан третьего ранга Александр Шуманин.
Лодка вышла из Таллина в Лиепаю под руководством нового командира, ранее не служившего на "Малютках". На борту находился начштаба бригады капитан второго ранга Юрий Штыков. Сигнальщик на дистанции в 40 кабельтовых (7,5 км) заметил огни эсминца "Статный", шедшего встречным курсом. По правилам корабли должны были разойтись левыми бортами, но Шуманин почему-то отдал приказ расходиться правыми. Когда корабли сблизились, столкновения еще можно было избежать. На "Статном", видя неадекватность маневра ПЛ, сбавили ход. Но Шуманин неожиданно скомандовал "Лево на борт", подставив лодку под таранный удар эсминца. Получив пробоину в районе пятого и шестого отсеков, М-200 быстро затонула, опустившись на глубину 53 м. На воде остались 8 моряков с мостика, 2 из них утонули. В первом, третьем и четвертом отсеках в живых остались 28 подводников. Спустя час через аварийный буй была установлена связь с первым отсеком, где находились 6 человек. Остальные отсеки уже затопило. На место прибыли спасательные суда. Попытки отбуксировать лодку на мелководье или поднять ее с помощью крана окончились неудачей. Только через сутки командование разрешило подводникам выходить из лодки в индивидуальных аппаратах. Тогда же из-за поднявшегося шторма спасательные суда отнесло в сторону, телефонный кабель оборвался. Вернуться на место спасатели смогли только ночью 23 ноября, но все моряки к тому времени уже погибли. Как выяснилось, после обрыва связи ослабшие подводники начали самостоятельно покидать отсек. Мичман, шедший первым, открыл люк, но выбраться из него не смог. Он умер от сердечного приступа, закрыв товарищам путь к спасению.
Всего погибли 36, спаслись 6 человек.
Командир подлодки капитан третьего ранга Александр Шуманин и командир эсминца капитан третьего ранга Савчук получили по три года лагерей. Оба вышли из заключения досрочно. Савчук впоследствии был восстановлен в звании и продолжил службу. Лодка поднята через шесть дней. Не восстанавливалась.



Woodsman. В гостях у Лешего.
 
UFOДата: Воскресенье, 23.12.2007, 17:27 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 109
Репутация: 1
Статус: Offline
В Эстонии перезахоронили 28 советских подводников,
погибших в 1956 году

В эстонском городе Палдиски в минувшие выходные состоялась церемония перезахоронения останков 28 советских подводников, погибших около полувека назад у берегов Эстонии. Об этом сообщила представитель мэрии Палдиски Регина Рассь.
Она сказала, что в церемонии приняли участие более 600 человек, в том числе представители посольства России в Эстонии и ветеранских организаций.
По словам Регины Рассь, в субботу были перезахоронены останки 28 военных моряков с советской подлодки ПЛМ-200, затонувшей близ берегов Палдиски 20 октября 1956 года.

В ходе спасательной операции не удалось найти тела трех моряков, и в могилу были опущены три пустых гроба. Вместе с погибшими тогда же был похоронен и военный врач, который участвовал в спасательной операции и умер почти сразу после ее завершения, сообщает агентство BNS.

Перенести останки подводников на Русское кладбище было решено после того, как планы расширения Южного порта в Палдиски затронули их захоронение в двух километрах от города.
"Останки всех погибших перезахоронили в новых гробах и, как и прежде, в отдельных могилах", - сказала Рассь, отметив, что при захоронении были учтены пожелания родственников погибших.
В ходе перезахоронения были перенесены на кладбище и три пустых гроба, в изголовье могил также установлены доски с именами погибших моряков. На кладбище перенесли и памятник морякам. "Таким образом обеспечена лучшая защита мемориала и облегчен доступ к могилам", - добавила Регина Рассь.

=====================
Материал сайта: NEWSru.com
Время публикации: 30 августа 2004 г.


Woodsman. В гостях у Лешего.
 
UFOДата: Пятница, 28.12.2007, 20:40 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 109
Репутация: 1
Статус: Offline
Пожалуй, ещё один отрывок из статьи...

Друзья мои, романтики седые…

Нелли КУЗНЕЦОВА

Многие таллиннцы и гости города, очевидно, видели в соборе Александра Невского на Вышгороде памятную доску. На ней высечены имена офицеров и матросов, погибших на подводной лодке М-200 в 1956 году здесь, на Балтике.

Несколько лет назад погибший экипаж был перезахоронен на Русском кладбище в Палдиски. Весь город провожал тогда погибших, хороня их со слезами и душевной болью во второй раз. Наша газета в свое время подробно рассказывала и об этой церемонии, и об этой лодке, и о старшем лейтенанте Колпакове, единственном из офицеров оставшемся в живых и взявшем на себя командование в этой полумертвой лодке. Это была мучительная, страшная, растянувшаяся на четверо суток смерть.

Недавно петербургское телевидение показало фильм об этой трагической истории. Он так и называется «Середина века». Это хрущевские времена со всем тем, что было в них хорошего и плохого, со всеми надеждами и трагедиями того периода…
Ведущим в этом фильме был замечательный артист — Сергей Юрский. И он не просто читал текст. Было видно, что всем сердцем он переживает эту драму хоть и не знакомых ему, но близких людей, драму страны, швыряемую волюнтаристскими, непродуманными решениями.
Вот тогда многие из нас впервые увидели портрет лейтенанта Колпакова, Славы Колпакова, как называли его друзья, как называл его ближайший друг и однокашник, ставший знаменитым писателем, — Виктор Конецкий. И мне кажется, я никогда не забуду это лицо, навсегда оставшееся молодым, эти светлые, пристальные глаза, словно глядящие куда-то вдаль. В мучительный свой конец? ...

================================
Полная статья: Газета "Молодежь Эстонии"


Woodsman. В гостях у Лешего.
 
UFOДата: Среда, 09.01.2008, 18:34 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 109
Репутация: 1
Статус: Offline
Мемориал погибшим подводникам ПЛ М-200 после переноса на Палдиское кладбище (2007г.)


Фото Андрея Никифорова
Материал сайта: www.deepstorm.ru



Woodsman. В гостях у Лешего.
 
Городской форум » Городской форум » История города » Экипажу подлодки М-200 "Месть" посвящается...
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz