Ещё две статьи, связанные с подробностями гибели лодки М-200 "Месть".
Жаль, поздно нашел...
1.- Материал из "Книги памяти" сайта SUBMARINE Российский Подводный Флот
Дизельная подводная лодка М-200 "Месть" XV серии из состава 157-й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота погибла 21 ноября 1956 года в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный". М-200 совершала переход из Палдиски в Таллин для замера магнитного поля и обратно. Накануне на лодке был сменен командир - новым стал капитан 3-го ранга Шуманин, служивший ранее на лодках серий "Щ" и "С", но не имевший навыков управления "малюткой". Обеспечивающим офицером на борту находился начальник штаба бригады капитан 2-го ранга Штыков. После окончания замеров в 19.00 21 ноября М-200 вышла обратно в Палдиски. В 19.45 вахтенный сигнальщик обнаружил огни встречного корабля на дистанции в 40 кабельтовых. Находившийся на мостике Штыков, верно определивший во встречном корабле эсминец, рекомендовал Шуманину быть внимательнее при расхождении, после чего спустился вниз на ужин. Несмотря на то, что командир "Статного" трижды менял курс, уходя вправо, Шуманин продолжал следовать встречным курсом, а на дистанции в 4 кабельтова, вероятно, потеряв ориентацию относительно маневра "Статного", отдал команду резко повернуть влево, "подставив" лодку под удар эсминца. В 19 час 53 мин "Статный" врезался в правый борт М-200 в районе 5-6 отсеков.Подводная лодка стала быстро оседать кормой, в течении 6-10 мин дифферент достиг 80 градусов, после чего лодка стремительно затонула. На поверхности остались 8 моряков, двое из которых вскоре утонули. Находившиеся в 5 и 6 отсеках шестеро подводников погибли в момент столкновения. На дне вместе с лодкой остались 28 членов экипажа, находящиеся в 1,3 и 4-м отсеках. В 20.00 по талинской военно-морской базе была объявлена "Боевая тревога" и в район аварии начали выходить корабли Восточно-Балтийской флотилии. В 21.05 был обнаружен аварийный буй и установлена связь с 1-м отсеком, однако к этому времени моряки, находившиеся в 3 и 4-м отсеках уже погибли. В течении ночи с 21 на 22 ноября в район аварии вышло 16 спасательных судов с двумя кранами.Первоначальный замысел командующего ВБФ завести под корпус лодки стропы для буксировки на мелководье с целью вывода экипажа на поверхность осуществить не удалось. Не сумели также организовать подачу в 1-й отсек воздуха через забортные клапаны. Еще ночью, в 04.00, подводники сообщили, что они одели спасательное снаряжение и подготовили отсек для самостоятельного выхода на поверхность. Однако, вместо того, чтобы дать "Добро", собравшиеся начальники всех рангов принялись совещаться, в итоге чего решение о выводе личного состава было принято спустя почти сутки с момента аварии - в 17.00 22 ноября, лодку же планировалось поднять 250-тонного крана , киллекторного судна и спасательного судна "Пулково". Начало работ определили на 18.00, однако из-за ухудшения погоды спасательные суда сдрейфовали и телефонный кабель аварийного буя был оборван. Связь с лодкой прекратилась.Возобновили спасательную операцию уже 23 ноября. В 03.47 спущенные водолазы обнаружили лодку, при осмотре корпуса в открытом верхнем люке 1-го отсека был обнаружен мертвый подводник, включенный в ИДА. Спасать было уже некого. После обрыва связи оставшиеся в отсеке подводники поняли, что надеяться не на кого и приняли решение выходить самостоятельно. Однако после длительного пребывания в холодной воде, в условиях высокой концентрации углекислого газа, моряки лишились сил и мичман, первым вошедший в люк, умер от сердечной недостаточности, закрыв остальным путь к спасению. Спустя еще шесть дней М-200 была поднята спасательным судном "Коммуна" и отбуксирована в Таллин. По окончанию расследования обстоятельств гибели М-200 Шуманин и командир "Статного", капитан 3-го ранга Савчук, получили по три года лагерей. Командование Балтийского флота, руководившее бездарнейшей в истории спасательной операцией и 36 часов принимавшее решение о выводе на поверхность оставшихся в живых моряков, осталось в стороне. Жизни 28 подводников стали ценой человеческой беспечности.
Вот их имена :
- Багров Владлен Васильевич (ст. матрос)
- Васильев Виктор Дмитриевич (мичман)
- Гордеев Виктор Ильич (матрос)
- Дансковский Владимир Ильич (старшина 2-й ст.)
- Евдокимов Иван Николаевич (матрос)
- Ефременков Анатолий Александрович ст. матрос
- Жебрев Виталий Петрович (матрос)
- Карпунин Аркадий Леонидович (инженер-лейтенант)
- Колпаков Владислав Александрович (старший лейтенант)
- Комаров Анатолий Платонович (гл. старшина)
- Кузнецов Вячеслав Иванович (матрос)
- Липский Александр Александрович (инженер-лейтенант)
- Монахов Владимир Фёдорович (старшина 2-й ст.)
- Низковских Михаил Григорьевич (лейтенант)
- Норов Алексей Иванович (матрос)
- Окунев Борис Иванович (ст. матрос)
- Осипов Михаил Алексеевич (ст. матрос)
- Очертятный Василий Иванович (матрос)
- Поливин Михаил Григорьевич (матрос)
- Проймин Александр Стефанович (старшина 2-й ст.)
- Прохоренко Анатолий Иванович (матрос)
- Самарин Алексей Николаевич (ст. матрос)
- Слабушевский Анатолий Михайлович (ст. матрос)
- Скуридин Владимир Иванович (матрос)
- Ус Андрей Михайлович (матрос)
- Черноусов Виктор Петрович (матрос)
- Чупин Владимир Илларионович (старшина 2-й ст.)
- Штыков Юрий Павлович (капитан 2-го ранга)
====================
2.- Фрагмент статьи "Катастрофы под водой".
Журнал «Власть» (№ 31/634. 08.08.2005) издательского дома «Коммерсантъ»
33. М-200 "Месть", 21 ноября 1956 года, Балтийское море, Суурупский пролив.
Лодка класса XV "Малютка" дизельная торпедная; разработчик -- ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир -- капитан третьего ранга Александр Шуманин.
Лодка вышла из Таллина в Лиепаю под руководством нового командира, ранее не служившего на "Малютках". На борту находился начштаба бригады капитан второго ранга Юрий Штыков. Сигнальщик на дистанции в 40 кабельтовых (7,5 км) заметил огни эсминца "Статный", шедшего встречным курсом. По правилам корабли должны были разойтись левыми бортами, но Шуманин почему-то отдал приказ расходиться правыми. Когда корабли сблизились, столкновения еще можно было избежать. На "Статном", видя неадекватность маневра ПЛ, сбавили ход. Но Шуманин неожиданно скомандовал "Лево на борт", подставив лодку под таранный удар эсминца. Получив пробоину в районе пятого и шестого отсеков, М-200 быстро затонула, опустившись на глубину 53 м. На воде остались 8 моряков с мостика, 2 из них утонули. В первом, третьем и четвертом отсеках в живых остались 28 подводников. Спустя час через аварийный буй была установлена связь с первым отсеком, где находились 6 человек. Остальные отсеки уже затопило. На место прибыли спасательные суда. Попытки отбуксировать лодку на мелководье или поднять ее с помощью крана окончились неудачей. Только через сутки командование разрешило подводникам выходить из лодки в индивидуальных аппаратах. Тогда же из-за поднявшегося шторма спасательные суда отнесло в сторону, телефонный кабель оборвался. Вернуться на место спасатели смогли только ночью 23 ноября, но все моряки к тому времени уже погибли. Как выяснилось, после обрыва связи ослабшие подводники начали самостоятельно покидать отсек. Мичман, шедший первым, открыл люк, но выбраться из него не смог. Он умер от сердечного приступа, закрыв товарищам путь к спасению.
Всего погибли 36, спаслись 6 человек.
Командир подлодки капитан третьего ранга Александр Шуманин и командир эсминца капитан третьего ранга Савчук получили по три года лагерей. Оба вышли из заключения досрочно. Савчук впоследствии был восстановлен в звании и продолжил службу. Лодка поднята через шесть дней. Не восстанавливалась.
![](http://img138.imageshack.us/img138/8152/m20033rp4.jpg)