Заложена 31 марта 1940 года на заводе №196 в Ленинграде. 17 июля 1941 года спущена на воду. Вскоре лодка по внутренним речным путям переведена на завод № 638 в Астрахань, где производилась ее достройка. 20 марта 1943 года "М-200" вступила в строй и 29 марта вошла в состав Каспийской флотилии. Постановлением ГКО от 22 апреля 1943 года было решено перевести 6 подводных лодок с Каспия в Заполярье. В их число попала и "М-200". 23 апреля лодка в составе первого эшелона направилась своим ходом из Астрахани в Горький, куда благополучно прибыла 1 мая. На этом этапе переходом руководил инженер-капитан 1 ранга Н.В.Алексеев. В Горьком "М-200" вместе с однотипной "М-201" поставили в плавдок. 15 мая лодки начали движение в Молотовск, куда благополучно прибыли 28 мая. На этом этапе переходом командовал генерал-майор интендантской службы А.И.Лебедев. 28 мая 1943 года "М-200" вошла в состав Северного флота. 2 июня командиром лодки назначен капитан-лейтенант Шматов Павел Семенович. 18 июня 1943 года Приказом НаркомаВМФ "М-200" присвоено наименование "Месть". Это имя было выбрано не случайно. Одним из инициаторов сбора денег на достройку лодки была Л.М.Лободенко, вдова полкового комиссара В.М.Лободенко, который одно время был военкомом бригады подводных лодок Северного флота. Она обратилась с письмом в ЦК ВКП(б): "Мой муж погиб в первый год войны на Северном флоте, брат пал в боях за Украину, отец убит в Кронштадте... Внося свой небольшой вклад, мы обращаемся ко всем женам моряков Советского Союза с призывом организовать сбор средств на постройку подводной лодки "Месть". Пусть героические моряки Красного Флота топят проклятых фашистов..." 12 сентября 1943 года командиром "М-200" назначен капитан 3 ранга Тураев Василий Андрианович. 19 октября "Месть" прибыла в Полярное и уже в декабре 1943 года совершила свой первый боевой поход, который не принес результатов. Под командованием Тураева "Месть" выходила на позицию еще два раза, но и эти походы не записали на счет лодки ни одного вражеского транспорта. 12 марта 1944 года командиром "М-200" назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Глазков Владимир Львович. Под его командованием "Месть" совершила два безрезультатных боевых похода. В некоторых источниках указывается, что 22 июня 1944 года "Месть" провела удачную атаку по конвою противника, но в этот день "М-200" уже находилась на базе. 11 июля 1944 года "Месть" вновь вышла на позицию в район Перс-Фьорда, где 15 июля двумя торпедами атаковала конвой противника. Данных, подтверждающих победу лодки со стороны противника нет, хотя во многих советских послевоенных источниках указывается, что в этот день "М-200" отправила на дно два вражеских транспорта. По возвращении из похода лодку начали готовить к переходу на Балтику. Через два месяца "Месть" погрузили на транспортер и отправили в Ленинград. До окончания войны "М-200" в строй ввести не успели, но она продолжала свою службу на Краснознаменном Балтийском флоте, пока не стала жертвой трагического инцидента 21 ноября 1956 года. В этот день на переходе из Палдиски в Лиепаю лодку таранил эсминец "Статный". В результате аварии и бездарно проведенной спасательной операции погибло 28 человек. Шестерых моряков, в том числе и командира лодки капитана 3 ранга Шуманина Александра Спиридоновича, которые в момент столкновения находились на мостике, удалось спасти.
6 боевых походов: 08.12.1943 - 18.12 1943 21.01.1944 - 02.02.1944 20.02.1944 - 03.03.1944 29.03.1944 - 09.04.1944 11.06.1944 - 20.06.1944 11.07.1944 - 23.07.1944
Результаты: 1 (может быть 2) торпедных атаки. С выпуском 2 торпед. Возможно, потоплено 1 или 2 транспорта.
Источник: http://www.town.ural.ru/ship/ship/m200.php3 |