Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 24.09.2017, 10:32

Палдиски - маленький уголок Эстонии

Меню сайта
Наш опрос
Считаете ли Вы нужным строительство газового терминала на Пакри?
Всего ответов: 29
Видео о Палдиски
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » История города » Статьи из Интернета

Гибель десятой флотилии
Гибель десятой флотилии.
Этот эпизод Первой Мировой Войны
до сих пор не изучен 
  
Если спросить любого историка Первой мировой войны, в каком морском бою с русскими погибло больше всего германских кораблей, то вряд ли услышим правильный ответ. Самое главное, что и боя как такового не было. А потери немцев тем не менее были очень существенны. Но все по порядку.
10 ноября (28 октября по старому стилю) 1916 г. около 21 часа посты наблюдения и связи русского Балтийского флота, расположенные на о. Даго (Хийумаа) и у Ревеля (Таллин), засекли несколько взрывов на минных заграждениях так называемой передовой позиции у входа в Финский залив. Наших кораблей в море не было, значит, преодолевали передовую позицию немцы. И в 2 часа 30 минут 11 ноября эсминцы противника начали обстреливать из орудий Балтийский порт (ныне эстонский город Палдиски). В течение получаса они вели огонь. Затем отряд опять направился в сторону минного поля.
На перехват неприятеля выходила минная дивизия Балтийского флота, но из-за сильного тумана ей вскоре пришлось вернуться. И все же береговые посты до 8 часов утра перехватывали сигналы "ММ" ("Имею минную пробоину") от немецких кораблей, находившихся в районе передовой позиции.
Словом, "немногие вернулись с поля" - всего четыре эскадренных миноносца из состава Х германской флотилии. Уходили на задание в Финский залив одиннадцать кораблей. Флотилия перестала существовать, хотя русские не произвели в ту ночь ни одного орудийного выстрела, ни одной торпедной атаки.

Пропавшая "география"

Х флотилия, базировавшаяся в занятой немцами в мае 1915 г. Либаве (Лиепае), формировалась из новых эсминцев. Возраст каждого составлял от одного до полутора лет, а по боевым характеристикам они приближались к нашим "Новикам".
Либавские эскадренные миноносцы - фактически однотипные корабли, хотя обозначались разными буквами - S, V и G. Но это лишь названия верфей, где велось строительство: S - "Шихау", V - "Вулкан" в Щеттине, а G - "Германия" в Киле. "География" лишний раз доказывает, что Германия бросала все силы на создание первоклассного миноносного флота. А тут за одну ночь кайзер сразу потерял восьмую часть всех эсминцев, погибших за четыре года войны.
Немецкое командование, естественно, старалось скрыть от Берлина и общественного мнения истинные причины неудачной операции Х флотилии. Русским, в свою очередь, требовалось лишь точно определить потери неприятеля и выяснить, почему ему удалось прорваться к Балтийскому порту.
Наша разведка располагала данными, что ночью 11 ноября в Либаву вернулся эсминец G-89, а днем в порт пришли еще три корабля - S-56 (флагманский), V-77 и V-78, с которых в госпиталь отправили более 100 моряков. Предполагалось, что их подобрали с тонущих эсминцев. В течение 11 ноября две дивизии Балтийского флота - сторожевая и тральная - обследовали все фарватеры между Ревелем и Ганге, но противника не обнаружили. Зато на побережье специально снаряженные воинские команды и местные жители нашли выброшенные на мелководье шлюпки, буйки, пояса и другие предметы с кораблей V-72, 75, 76, S-57, 58, 59 и G-90, что подтверждало данные радиоперехватов об их гибели на минах.
Уже 15 ноября специальная комиссия, снаряженная командующим БФ, доложила об ущербе, понесенном Балтийским портом. И вот что зафиксировано в ее документах. Сначала по портовым сооружениям (суда в бухте отсутствовали), а потом и по городу было выпущено 162 фугасных и шрапнельных снаряда. Повреждено 24 здания, в том числе вокзал и вышка поста наблюдения, погибли 10 человек, из них 8 мирных жителей.
При опросе солдат, попавших под бомбежку, один из них сообщил, что в порту на оконечности дамбы незадолго до обстрела "наблюдал огонь от фонаря". Вход в бухту затемнялся, без ориентиров или лоцмана зайти в нее было невозможно. Горевший фонарь приводил к мысли, что в городе действовала немецкая агентура. Тем более накануне набега эсминцев артиллерия Балтийского порта "грузилась на виду местных жителей" в эшелон, чтобы следовать в район Риги.
Эти факты, показывающие "управляемость" с "нашего берега" захождением вражеских кораблей в гавань, заставили штаб флота подключить к расследованию жандармерию. "Атаку Балтийского порта" посчитали главной целью операции Х флотилии. Почему эсминцы безрассудно полезли на минное поле, комиссия разбираться не стала.

О чем умолчал Витинг

Наши историки обратились к этой не вполне понятной операции немцев после выхода в свет воспоминаний бывшего начальника Х флотилии капитана 1-го ранга Франца Витинга, в ту ночь находившегося на эсминце S-56. Эту книгу в 1921 г. выпустило мюнхенское издательство Лемана. Называлась она "На море непобедимы". Ничего странного в названии нет, так как гибель Х флотилии - только один из эпизодов действий кайзеровского флота на Балтике.
Витинг подробно восстановил картину той ночи. Флотилия, как писал отставной капитан, направлялась в Финский залив, "имея назначение" найти и атаковать русские силы. Эсминцы шли кильватерным строем 21-узловым ходом. Через два часа флагман получил первое трагическое известие, что один из трех концевых кораблей (V-75) наскочил на мину. Согласно инструкции при каждом подорвавшемся судне должны оставаться два соседних. И начальник флотилии принимает решение продолжать операцию с 8 эсминцами.
Тогда Витинг еще не знал, что второй взрыв разнесет V-75 на части, а подошедший к нему на помощь S-57 также подорвется. Это уже не было случайностью. Командир G-89, приняв на борт команды двух ушедших на дно эсминцев, понял безвыходность ситуации и повернул обратно в Либаву. Только около полуночи (по петербургскому времени) начальник флотилии, уже пройдя передовую позицию, получил радиодонесение о причинах гибели V-75 и S-57.
После 2-часового безрезультатного поиска русских судов в устье Финского залива Витинг направил свои эсминцы к Балтийскому порту. Обстреляв город, флотилия стала поспешно уходить домой. Капитан 1-го ранга, имея координаты "встречи с минами" V-75 и S-57, приказал взять курс севернее. Но уже через час до флагманского корабля донеслись отзвуки взрыва и орудийной стрельбы в конце кильватерного строя. Предполагая, что появились русские крейсера, начальник флотилии начинает разворачивать головные корабли для боя...
Но, оказалось, причины "кильватерной сумятицы" в другом - подорвался шедший седьмым V-72. Его попытался взять на буксир V-77, но когда это не получилось, снял с него команду и несколькими залпами добил своего "собрата", что Витинг и принял за атаку русских. Через несколько минут капитан 1-го ранга понял свою ошибку. Ведь сразу после поворота G-90 налетел на мину. Теперь начальник флотилии решил нарушить режим радиомолчания, чтобы разобраться в обстановке и собрать эсминцы в строй. В ответ послышались тревожные доклады: вокруг наблюдаются мины заграждения.
Витинг назвал это "захлопнутой мышеловкой". За те три часа, что судьба отвела немцам на выход "к собственным водам", в эфире прозвучали еще три сигнала "ММ" - от S-58, S-59 и V-76. Добивали поврежденные эсминцы своими же торпедами.
...В книге "На море непобедимы" приводится лишь описание неудачного похода. Впервые перевод воспоминаний бывшего начальника Х флотилии на русский язык изложен в "Морском сборнике" №№ 8-9 за 1922 г. Ответ на вопрос, почему Витинг повел свои новейшие эсминцы через передовую позицию русского Балтийского флота, не появился и в журнальной статье.
 В 1939 г. "Морской сборник" (№10) вновь возвращается к этой теме. Теперь уже при анализе событий используются и "некоторые неопубликованные в печати немецкие официальные документы". В итоге "Морской сборник" делает вывод, что германцы, "имея общие сведения о создании русскими передовой позиции, точного места заграждений не знали... Таким образом, чрезмерная самоуверенность, породившая недооценку существующего оборудования этого района, явилась основанием для посылки Х флотилии в набег через наиболее действительно загражденный минами район".
 Валентин Пикуль в своем романе-хронике "Моонзунд" как бы развивает эту версию, посвятив гибели флотилии Витинга почти целую главу. Сюжет начинается с того, как русская морская разведка подсунула кайзеровскому лейтенанту якобы секретные карты с планами минных постановок у Финского залива, где и были обозначены фарватеры для прохода кораблей. Очень удобная версия, но все же "Моонзунд" - творение художественное, хотя в его основе - документы и воспоминания участников тех событий.
 Здесь, кстати, в качестве свидетельства приводятся и выдержки из дневников капитана 2-го ранга И.И. Ренгартена. Дневники офицера, частично опубликованные в журнале "Красный архив" еще в 1927-29 гг., до сих пор часто используются как источники по истории Первой мировой войны и революции на Балтийском флоте. Но нас интересует в первую очередь то, что Иван Иванович Ренгартен тогда занимал должность начальника разведотделения оперативной части штаба БФ. А в сентябре 1914 г. он испытал первый на флоте радиопеленгатор. После этого приемники-"засекатели" (изготовленные, замечу, по чертежам Ивана Ивановича) тайно установили по всему русскому побережью и подчинили разведотделению. Вопли "ММ", посылаемые в эфир кораблями Х флотилии, точно запеленговали именно "слухачи" Ренгартена. Ему-то командующий флотом вице-адмирал А.И. Непенин и поручил возглавить комиссию по изучению прорыва немецких эсминцев к Балтийскому порту.
 

Схема операции Х флотилии
Рисунок Владимира Марюхи
 
В дневниках своих, написанных до 1917 г., Иван Иванович, понятно, многого недосказывает - война требовала осторожности. Это потом, в революцию, когда анархия пойдет гулять по флоту, он станет откровенно излагать все события. А в ноябре 16-го капитан 2-го ранга, вернувшись из Балтийского порта, занесет в дневник всего несколько абзацев. Но какие там есть слова! Почти разгадка, что дело не в "секретных фарватерах". Разведчик, несомненно, отметил бы свой успех, но читаем: "Андриан (так звали командующего)... распорядился за умные минные постановки представить князя к награде. Миша не зря старался... и окончательно запутал их (немцев) своим планом". Ренгартен знал толк и в этом деле, так как в начале войны служил флагманским минным офицером.
А князь в штабе всего один. Капитан 1-го ранга Михаил Борисович Черкасский, с 1916 г. флаг-капитан (то есть помощник начштаба) по оперативной части...
 
Полная статья
Автор: Владимир Урбан
===================
 
Напоследок приведу фрагмент статьи
"ВРЕМЯ МЕНЯТЬ КОМАНДУЮЩИХ",
где упоминаются эти-же события...
 
Андриан Иванович Непенин и вовсе всего полгода прокомандовал флотом. Но кое-что успел сделать. Осенью германские субмарины заполонили Балтику и даже прорывались через наши минные позиции. В октябрьскую непогоду и только по ночам пришлось ставить новые заграждения. Потеряв на них несколько лодок, немцы прекратили "подводные вылазки" к Финскому заливу. Здесь же в ночь с 28 на 29 октября погибла почти вся Х германская флотилия. Из вышедших в рейд для обстрела Балтийского порта (ныне эстонский город Палдиски) 11 новейших эсминцев в базу вернулись только 4 корабля. Остальные подорвались на новом русском минном поле.
 
Автор: Владимир Урбан
=============================
Материал Общероссийской еженедельной газеты: ВПК

Источник: http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2006.127.articles.history_02
Категория: Статьи из Интернета | Добавил: UFO (07.01.2008) | Автор: Общероссийская еженедел. газета ВПК
Просмотров: 1715 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Фотографии
Новости
[20.04.2009][Статьи из Интернета]
Завод биодизеля в Палдиски прибег к процедуре санации (0)
[08.02.2008][Статьи из Интернета]
Конференция в Палдиски. (0)
[07.01.2008][Статьи из Интернета]
Гибель десятой флотилии (0)
[28.12.2007][Статьи из газет]
Уголок истории: кто такой Балдер Томасберг? (0)
[28.12.2007][Статьи из Интернета]
Любовь при множестве объектов… (1)
Записки горожан
[03.12.2007]
Из писем.... (0)
[04.12.2007]
Палдиски - родина моя. И этим все сказано! (10)

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz